Вернуться к обычному виду

Меры по адаптации предприятий промышленности УР в условиях членства России в ВТО

Значимым событием 2012 года стало вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Являясь полноправным членом ВТО, Российская Федерация обрела новые права и обязанности на международном рынке, которые создают как новые возможности при грамотном использовании инструментов ВТО, так и новые угрозы.

И в этой связи, одной из ключевых задач в переходный и последующий периоды для Министерства промышленности и энергетики УР является содействие в адаптации предприятий к новым условиям хозяйствования, а также повышение их конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности отдельных отраслей и производств республики, развитие модернизационной и инновационной составляющей региона в рамках механизмов, непротиворечащих принципам ВТО.

В 2012 году Министерством сформирована отраслевая подкомиссия по взаимодействию с промышленными предприятиями УР. Адрес электронной почты секретариата подкомиссии ksi.minprom@gmail.com. Сюда можно направлять предложения и вопросы для обсуждения и выработки республиканских инициатив.

Общая информация о ВТО, размещенная на сайте www.wto.ru

Место расположения: Женева, Швейцария

Основана: 1 января 1995 г.

Создана: по результатам переговоров Уругвайского раунда (1986-94)

Членство: 153 страны (по состоянию на октябрь 2008 г.)

Бюджет: 130 млн. долл. США на 2005 г.

Штат Секретариата: 500 сотрудников

Глава: генеральный директор

Цели и принципы. Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли

Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

С 1947 г. обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. К настоящему времени проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и продолжается девятый. Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализация мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции.

Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются:
  • взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;
  • взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;
  • регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
  • отказ от использования количественных и иных ограничений;
  • транспарентность торговой политики;
  • разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и др.
Важнейшими функциями ВТО являются:
  • контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;
  • проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;
  • разрешение торговых споров;
  • мониторинг национальной торговой политики стран-членов;
  • техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО;
  • сотрудничество с международными специализированными организациями.
Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:
  • получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их [внешнеэкономической политики;
  • устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;
  • возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.

Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет по совокупности более 50 МТС и других правовых документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС.


Наверх


Мониторинг и исследования

Некоторые важные моменты, связанные с вступлением России в ВТО:
  • по мнению аналитиков, первые последствия мы можем ощутить только через 3-5 лет;
  • Российская Федерация имеет беспрецедентные условия по продолжительности переходного периода - до 7 лет;
  • через 3 года после начала переходного периода Российская Федерация получит возможность пересмотреть уровень связывания ввозных пошлин;
  • ВТО никоим образом не имеет возможности влиять на развитие и поддержку ВПК;
  • Российская Федерация не имеет никаких обязательств перед ВТО по выравниванию собственных энерготарифов до уровня мировых (европейских).
По правилам ВТО промышленные субсидии делятся на три типа (Соглашение ВТО по субсидиям и компенсационным мерам http://wto.wtcmoscow.ru/about_wto/wto_agreements/:
  • Запрещенные: экспортные и импортозамещающие;
  • Наказуемые - специфические, т.е. субсидии, адресованные конкретным предприятиям, дающие основания для применения компенсационных мер другими странами ВТО;
  • Разрешенные - горизонтальные меры (неспецифические субсидии), а также специфические субсидии, направленные на НИОКР, поддержку неблагополучным регионам, помощь в адаптации к новым экологическим требованиям.

Исследования Министерства промышленности и энергетики УР:

Результаты исследования в мае 2012

Результаты исследования в феврале 2013

Результаты исследования в феврале 2014

Внешнеторговый оборот Удмуртской Республики.

(по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике)

Внешнеторговый оборот Удмуртской Республики

Анкета ВТО 2014 г.


Наверх


Документы и НПА

Постановлением Правительства Российской Федерации № 288 от 14.04.2014г. утверждены Правила взаимодействия органов государственной власти по вопросам, связанным с обеспечением участия Российской Федерации во Всемирной торговой организации

Базовые документы ВТО

http://www.wto.ru/chto.asp?f=spravka&t=6


Республиканская целевая программа «Развитие конкуренции в Удмуртской Республике на 2013 - 2015 годы» (утв. Постановлением Правительства УР от 20.08.2012 N 363)

План мероприятий отраслевой рабочей группы по ВТО

Решения совещания


Наверх


Единое экономическое пространство

Единое экономическое пространство — пространство, состоящее из территорий Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Основными целями формирования Единого экономического пространства являются:

  • эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда;
  • создание условий стабильного развития структурной перестройки экономики Сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения;
  • проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики;
  • развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем;
  • создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технологической кооперации.

Стороны согласовывают основные направления и этапы структурной перестройки экономики государств-участников, обеспечивающие эффективное использование производственного потенциала, формирование благоприятного инвестиционного климата, поддержку высокоэффективных производств, проведение согласованной антимонопольной, налоговой и финансовой политики, а также создание условий для добросовестной конкуренции в рамках Единого экономического пространства.

Стороны создают необходимые условия для стабильного экономического развития государств-участников, осуществляют согласованную государственную поддержку их приоритетных отраслей и производств, эффективную конверсию и реформирование предприятий оборонного комплекса.

Государства-участники будут стремиться предоставлять друг другу на взаимной основе национальный режим доступа на рынок услуг. Стороны постепенно устраняют имеющиеся ограничения доступа на национальные рынки услуг в рамках Единого экономического пространства для юридических и физических лиц государств-участников.

Стороны обеспечат свободное передвижение граждан государств-участников внутри Единого экономического пространства, что предполагает отмену любой дискриминации в отношении граждан Сторон и создание унифицированного правового режима в части трудоустройства, вознаграждения, других условий труда и занятости.

Стороны продолжат последовательную либерализацию валютной политики в части отмены ограничений на использование валюты других государств по текущим операциям, введения единого обменного курса национальной валюты по текущим операциям платежного баланса, допуска банков-нерезидентов на внутренние валютные рынки, отмены ограничений на ввоз и вывоз национальной валюты уполномоченными банками.

Руководствуясь базовыми документами — Соглашением о согласованной макроэкономической политике, Соглашением о единых принципах и правилах конкуренции, Соглашением о торговле услугами и инвестициях в государствах-участниках ЕЭП, Соглашением о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности и др. субъекты хозяйствования Российской Федерации получают возможность на равных условиях с резидентами Республики Беларусь и Республики Казахстан работать на рынках этих государств.

Ссылки: http://www.evrazes.com; http://www.tsouz.ru


Наверх


Отраслевая подкомиссия

В 2012 году Министерством сформирована отраслевая подкомиссия по вопросам адаптации промышленного комплекса УР к работе в условиях ВТО.

Секретарь подкомиссии: Колесников Сергей Игоревич, тел.: 935-490, e-mail: ksi.minprom@gmail.com


Наверх

Полезные ссылки

Сайт секретариата ВТО - www.wto.org

Сайт информационного бюро по поддержке процесса присоединения России к ВТО - www.wto.ru

Сайт рабочей группы по присоединению России к ВТО - www.rgwto.com

Сайт Министерства экономического развития РФ - http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreignEconomicActivity/

Сайт Министерства экономики УР – http://economy.udmurt.ru/prioriteti/vto/

Сайт торгово-промышленной платы РФ - www.tpprf.ru

Сайт рабочей группы по законодательному обеспечению присоединения России к ВТО Комитета Государственной Думы Федерального Собрания по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству - http://komitet2-7.km.duma.gov.ru/site.xp/052048050.html

Аналитический центр - http://wto-inform.ru/


Наверх